Эргономика |
Эргономия (или эргономика) — слово греческого происхождения. «Эргон» в переводе на русский язык это — работа, деятельность, а «но-Мос» — закон, правило, принцип, т.е. эргономия — отрасль знания, изучающая законы, какие управляют трудовой деятельностью человека. Другими словами, эта наука изучает функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах. Цель её — создать такие условия, в которых труд становится наиболее производительным, безопасным и менее утомительным. Представьте себе, ребята, какое-либо рабочее место. Машиной, станком, агрегатом и т. п. занимаются инженеры. Врачей, психологов, антропологов интересует человек, который трудится на этом рабочем месте. А учёные-эргономисты изучают явления, происходящие при обслуживании рабочим данной машины, станка или устройства. Они стремятся как можно лучше устроить рабочее место. Эргономия — молодая наука, она возникла во время Второй мировой войны, в то же самое время, когда произошло дальнейшее развитие ядерной физики, когда был создан реактивный двигатель, появились ракеты, и бурно развивались некоторые отрасли науки и техники. Во время войны были нужны меткие стрелки, поэтому учёные тщательно исследуют свойства человеческого глаза и совершенствуют прицельные приспособления. Боевые самолёты становятся более надёжными и развивают всё более высокие скорости, но зато усложняется управление ими. Поэтому стало необходимым так облегчить вождение самолётов, чтобы лётчик смог сконцентрировать всё своё внимание на нахождении и уничтожении врага. Эргономисты изучили и установили, как следует разместить приборы в кабине пилота и какого типа они должны быть, чтобы можно было быстро и точно определять их показания. Учёные исследовали также, какой формы должны быть рукоятки управления, чтобы лётчик мог легко манипулировать ими и безошибочно распознавать их даже в темноте. Эргономия, как самостоятельная наука, появилась сравнительно недавно, но способность эргономического мышления издавна была присуща человеку. Уже первобытный человек, изготовляя примитивные каменные орудия, старался, чтобы они не выскальзывали из рук и имели острые наконечники. В течение многих веков предметы обихода и орудия труда приобретали наиболее подходящую форму. Причём орудия, служащие для одной и той же цели, почти совсем не отличались друг от друга, даже если появлялись в разное время и на разных географических широтах. А некоторые из них, не изменившие своего назначения, похожи на современные орудия. Чтобы всесторонне решить вопросы, связанные с проблемами «человек и машина», трудятся инженеры, врачи, психологи, антропологи, а результаты их работ анализируют эргономисты. Они составляют определённые эргонометрические требования и направляют их проектантам разных машин и устройств. Чтобы вы лучше поняли, в чём заключаются эргонометрические требования, ниже мы приводим несколько примеров. Большинство информации от машины следует получать визуально, т.е. с помощью зрения — наиболее совершенного из пяти основных внешних чувств — затем слуха и лишь частично осязания. Если управление машиной требует значительных усилий, её нужно оборудовать педалью, а не рукояткой. Шкалы контрольно-измерительных приборов должны быть круглыми, часового типа, а не вертикальными или горизонтальными, так как каждый из нас с детства привык к отсчёту времени по часам. Исключение составляет авиационный высотомер, который подобно термометру должен иметь вертикальную Шкалу. Нижние деления такой шкалы остерегают пилота о близости земли, в любой момент стрелка прибора наглядно показывает действительное положение самолёта над землёй. Подобных примеров можно привести много. Эргономисты написали целые объёмистые тома, ими пользуются создатели не только сложных машин и приборов, но и разнообразных бытовых предметов, какими мы пользуемся повседневно. зор с регулировочными рукоятками на задней стенке, к которым доступ затруднителен, или настольную лампу, ослепляющую приписании и другой работе.Может быть, у вас дома для заварки чая пользуются чайником, обжигающим руку или с которого всегда спадает крышка при наливании. Может, звонок на вашем велосипеде установлен в таком месте, что нужно обязательно снимать руку с руля, чтобы позвонить.
|
|