Главная · Загрузка файлов · Форум · Веб ссылки Сентябрь 18 2018 21:31:37
Навигация
История развития интернета
Рунет сегодня. Статистика и динамика развития
Имя в Интернете
Интернет и Закон
Баннерные сети
Реклама в интернете
СМИ в зоне Ру
Почта.РУ
Online энциклопедии и библиотеки
Общение в зоне Ру
Поисковые системы
Контекстная реклама
Провайдеры. Окно в мир
Партнеры
Хостинги
Who is Who
Обзор интернет-кафе
ТВ и интернет
Game Zone
Music Zone
Загрузка файлов
Обратная связь
Поиск
Ссылки партнеров
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 80
Посетитель: meartostent
Последние статьи
Железо в нашей лабор...
Эврика, или открытия...
За шестьдесят три ми...
Уголок фонолюбителя...
Уголок фотолюбителя...
Серебро из глины...
Складные крылья...
В гостях у гданьског...
Будущее авиации...
Как Арман Физо измер...
Каменоломни Древнего...
Мировой океан...
Человек-птица...
О винтовке
Рыбка и соседи...
Гость
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Статьи
Смотреть

Концепция российского законодательства в области Интернета (о развитии глобальной сети Интернет в России)

Общая характеристика и

основные проблемы существующего нормативного регулирования, применимого к развитию российского сегмента сети

Интернет.


1.1 В настоящее время происходит бурный рост российского сегмента глобальной информационной

сети Интернет, как в количественном (число операторов и пользователей), так и качественном (расширение круга

оказываемых услуг) отношении.

Подобно законодательным системам других государств, включая США и страны

Европейского союза, российское специальное законодательство в области Интернета находится на самом начальном этапе

развития.

При этом в значительной степени можно говорить об отсутствии эффективно действующей нормативной

базы в данной области, несмотря на наличие общих норм конституционного и гражданского права и некоторого числа

других законодательных актов. Причинами этого являются как недостаточная теоретическая проработка отдельных

фундаментальных нормативных положений, так и субьективно настороженное отношение к Интернету со стороны

правоприменительных органов и работающих в них лиц.

Тем не менее отсутствие законодательных актов о

развитии в России Интернета, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно

сказывается на развитии общественных отношений (например, в области реализации прав граждан на информацию,

предотвращения распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, охраны обьектов

интеллектуальной собственности, в других сферах общественно-политической жизни). Более того, по мере вовлечения в

хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно

не только стать тормозом для экономического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета обращаться

за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики

Интернета может быть легко реализовано технически.

1.2. К действующим в Российской Федерации законам, в

той или иной степени могущим быть применимыми к отношениям, связанным с Интернетом, относятся, в частности:



1) по наиболее общим вопросам правового режима функционирования информационных сетей и их государственного

регулирования:

Конституция Российской Федерации,
Гражданский кодекс Российской Федерации,


Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»,
Федеральный закон «Об участии в

международном информационном обмене»,
Федеральный закон «О связи»,
Федеральный закон «О средствах массовой

информации»;
2) по вопросам охраны исключительных прав в отношении информационных обьектов, циркулирующих в

Интернете:

Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах»,
Федеральный закон «О правовой

охране программ для ЭВМ и баз данных»,
Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и

наименованиях мест происхождения товаров»,
Уголовный кодекс Российской Федерации,
Патентный закон

Российской Федерации;
3) по иным вопросам, имеющим отношение к правовому режиму информации в Интернете и

определению условий доступа к ней:

Федеральный закон «О государственной тайне»,
Федеральный закон «О

федеральных органах правительственной связи и информации»,
Федеральный закон «О рекламе»
Федеральный закон

«Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»,
другие законодательные акты.

1.3. К

числу основных проблем, нуждающихся в скорейшем нормативном урегулировании для предотвращения отставания

российского сегмента Интернета от общемировых тенденций и обеспечения защиты государственных интересов Российской

Федерации в данной области необходимо отнести:

1) определение государственной политики Российской

Федерации в отношении развития российского сегмента глобальной информационной сети Интернет; решение на

международном уровне вопросов государственной юрисдикции применительно к различным сегментам Интернета,

2)

обеспечение свободного доступа российских пользователей к сети Интернет и соответствующим сетевым информационным

ресурсам, а также беспрепятственного информационного обмена, в том числе международного,3) определение порядка и

условий подключения к Интернету государственных органов (в том числе с целью обеспечения граждан информацией о

деятельности этих органов), а также учреждений библиотек, школ и иных учпеждений социально-культурной сферы,



4) определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые

в Интернете средства обмена,

5) предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете, (в

частности, распространения оскорбительной и непристойной информации, антиобщественных призывов), а также создание

нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения,

6)

действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, размещаемые в

Интернете,

7) защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые

собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в Интернете,

8) создание

нормативных условий для электронного документооборота в Интернете; установление принципов и порядка использования

адресного пространства Интернета; подтверждение подлинности и авторства информации в информационных продуктах,

средствах просмотра и передачи информации;

9) обеспечение нормативной базы для электронной коммерции;

признание юридической силы за сделками, совершенными в Интернете; определение порядка производства электронных

платежей;

10) обеспечение информационной безопасности (в частности, предотвращение распространения по

Интернету компьютерных вирусов, недопущение несанкционированного доступа к информации); установление порядка

применения средств криптозащиты применительно к использованию Интернета.

2. Основные цели и принципы

правового регулирования отношений, связанных с развитием российского сегмента сети Интернет


2.1.

Главными целями разработки российского законодательства в области Интернета могут быть определены:



создание устойчивой и эффективно применяемой нормативной базы для развития Интернета в Российской

Федерации в интересах российских пользователей, хозяйствующих субьектов и некоммерческих организаций, органов

власти и управления, пополнения информационных ресурсов Российской Федерации;
обеспечение условий для участия

Российской Федерации и операторов российского сегмента сети Интернет в разработке и принятии международных норм,

регулирующих как технические и технологические, так и организационно-правовые аспекты развития Интернета;


закрепление государственных гарантий охраны в отношениях, связанных с Интернетом, прав и законных интересов

российских граждан и организаций, общественных интересов (в том числе интересов экономического и социального

развития России), государственных интересов Российской Федерации, субьектов Российской Федерации и муниципальных

образований.

2.2. При разработке российского законодательства в области Интернета целесообразно

придерживаться следующих принципов, вытекающих из специфики построения и функционирования Интернета как глобальной

информационной сети:

1) Интернет не является ни обьектом, ни субьектом правового регулирования. Предметом

регулирования являются правоотношения между операторами и пользователями Интернета как между собой, так и во

взаимоотношениях с иными лицами и государственными органами в связи с передачей информации и оказанием услуг через

Интернет (принцип предметного регулирования);

2) Связанные с Интернетом правоотношения носят

"экстранациональный" характер. Применение локальных правовых норм к таким правоотношениям без учета и связи с

законодательством других стран может быть неэффективным. Это требует приоритетного внимания разработке правовых

норм Интернета на международно-правовом уровне, путем заключения и исполнения (в том числе инкорпорирования

соответствующих норм в российское законодательство) универсальных международных соглашений (принцип приоритета

международного уровня правотворчества);

3) Определенное число нормативных проблем, связанных с Интернетом,

может и должно быть решено без использования методов государственно-правового регулирования, в том числе на уровне

организационного взаимодействия участников "Интернет-сообщества" (в самом широком смысле), а также на уровне

алгоритмизации и автоматизации используемых в Интернете процедур (принцип использования внеюридических методов

регулирования);

4) Социальная значимость Интернета как средства практически неограниченного доступа к

глобальным информационным ресурсам требует законодательного (юридического) закрепления норм и правил, регулирующих

прежде всего аспекты функционирования Интернета, непосредственно затрагивающие важнейшие права и законные интересы

личности, общества и государства (например, охрана частной жизни граждан, борьба с нарушением общественной

нравственности, защита интересов государства в сфере информационной безопасности, охрана правопорядка) (принцип

разумной достаточности регулирования);

5) Многообразие и разнородность правоотношений, так или иначе

связанных с Интернетом, не позволяет при разработке соответствующей правововой базы ограничиться лишь созданием

относительно изолированного, "специального" массива нормативно-правового регулирования. Одновременно с

разработкой новых правовых норм, связаных со спецификой функционирования Сети, с необходимостью требуется вносить

изменения (в ряде случаев -- существенные изменения) в уже действующее российское законодательство, с целью

обеспечения возможности его прямого использования применительно к отношениям по поводу деятельности в Интернете

(принцип комплексного подхода).

2.3. Современное состояние законодательной базы о российском сегменте

Интернета и необходимость ее изменения и развития с учетом указанных выше принципов обозначают три основных

направления развития внутрироссийского законодательства в области Интернета:

1) Pазработка принципиально

новых законодательных и иных норматив- ных актов, учитывающих специфику функционирования и развития Сети

(например, базового федерального закона «О правовом регулировании глобальной информационной сети «Интернет» в

Российской Федерации»),

2) Частичное изменение действующей в Российской Федерации нормативно-правовой базы

с целью ее адаптации к соответствующим правоотношениям,

3) Создание (или разьяснение) механизмов прямого

использования применительно к Интернету части действующих законодательных актов, без изменения их содержания.



3.Порядок создания нормативной базы правового регулирования Интернета в Российской Федерации



3.1. При разработке нормативной базы правового регулирования российского сегмента Интернета,

необходимо прежде всего:

-определить основные направления государственной политики Российской Федерации в

отношении Интернета,

-установить порядок участия федеральных и иных органов власти, а также

негосударственных организаций Российской Федерации в принятии на международном уровне норм и правил (как

технического, так и организационно-правового характера), регулирующих глобальные аспекты развития Интернета,


законодательно разграничить сферы применения нормативных актов, регулирующих развитие российского сегмента

сети Интернет, принимаемых на федеральном, региональном и местном уровне, а также негосударственными обьединениями

российского «Интернет-сообщества».

3.2. Развитие российского сегмента Интернет, вовлечение российских

пользователей Интернета в международный информационный обмен, установление для этого соответствующих условий (а в

необходимых случаях и ограничений) должно стать предметом приоритетного внимания со стороны федеральных органов

власти. Это предусматривает, в частности, обьявление и проведение в жизнь (в том числе средствами нормативного

регулирования) политики государственной поддержки развития Интернета в Российской Федерации, подобно тому, как это

уже происходит в Соединенных Штатах Америки, странах Европейского Союза, других наиболее развитых странах мира.



Политика государственной поддержки развития российского сегмента Интернета должна включать, в

частности:


- законодательное закрепление условий свободного доступа к Интернету и недопущения

необснованных ограничений деятельности в Российской Федерации операторов услуг сети Интернет (в том числе

организационных, налоговых, лицензионных),

- осуществление государственных (региональных, муниципальных)

программ подключения к Интернету жителей России в рамках развития информационных услуг и услуг связи

(телефонизации, информатизации и др.), предоставления доступа к Интернету на некоммерческой основе библиотекам,

школам, иным учреждениям социально-культурной сферы, в том числе путем прямого бюджетного финансирования и

привлечения (в качестве исполнения обязательной социальной функции) средств коммерческих операторов услуг

Интернета,

- установление недискриминационного порядка пользования информационными ресурсами Российской

Федерации, а также порядка международного информационного обмена,

- создание нормативных условий для

развития свободного рынка услуг в российском сегменте Интернета, недопущение монополизации и недобросовестной

конкуренции.

3.3. Участниками процесса создания нормативной базы регулирования российскго сегмента

Интернета должны стать как высший орган законодательной власти Российской Федерации в лице Федерального собрания

Российской Федерации и иные федеральные органы власти (исполнительной, судебной), так и негосударственные

(общественные) обьединения российских пользователей и операторов сети Интернет, что отражает и общемировые

тенденции привлечения так называемого «Интернет-сообщества» к решению проблем Интернета, выходящих за рамки

общественных потребностей в государственном регулировании.

При этом необходимо строго проводить принцип

преимущественной силы федерального законодательства в области Интернета перед законода- тельными актами субьектов

Российской Федерации и подзаконными нормативными актами органов исполнительной власти, а также контро- лировать

приведение указанных актов регионального или ведомственного характера в соответствие с федеральным

законодательством.

3.4. При создании законодательной нормативной базы об Интернете необходимо в

максимальной степени учитывать практику принятия соответствующих законодательных актов в других государствах для

обеспечения унификации действующих нормативных актов и практики правоприменения, а также активно участвовать в

разработке соответствующих норм на уровне международных соглашений.

3.5. С учетом необходимости соблюдения

комплексного подхода в разработке нормативного регулирования Интернета работа над законопроектом о правовом

регулировании Интернета в Российской Федерации должна проводиться одновременно с подготовкой предложений об

внесении изменений в ряд действующих федеральных законов. В дальнейшем, после вступления в силу указанного закона

и внесения соответствующих изменений в другие федеральные законы, продолжение законотворческой работы может быть

сосредоточено на более частных вопросах развития правоотношений в Интернете.


4. Основные

направления развития законодательства о развитии Интернета в Российской Федерации


4.1. Государственная

политика в области Интернета

Требуется закрепление соответствующих положений в Федеральном законе о

правовом регулировании глобальной информационной сети Интернет в Российской Федерации (далее -- «ФЗ об

Интернете»).
Вопросы государственной поддержки развития российского сегмента Интернет должны найти отражение в

Федеральных законах о бюджете Российской Федерации на очередные календарные годы, в Бюджетном кодексе Российской

Федерации.
Требуется законодательное закрепление порядка участия федеральных органов власти (Министерства

иностранных дел Российской Федерации и возможно других органов) и иных организаций в решении вопросов нормативного

регулирования Интернета на международном уровне.

4.2. Свободный доступ к Интернету и сетевым ресурсам



ФЗ об Интернете должен содержать положения, закрепляющие право каждого российского пользователя на равный

и беспрепятственный доступ к Интернету и сетевым ресурсам; при необходимости исчерпывающий перечень обстоятельств,

при которых такой доступ может быть ограничен или приостановлен.
В Федеральный закон «О связи» (при

необходимости также в Федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О средствах массовой

информации» должны быть внесены изменения, определяющие порядок выдачи лицензий операторам отдельных услуг

Интернета (лицензионные требования). При этом следует иметь в виду, что общемировой тенденцией является отказ от

лицензирования деятельности в Интернете и необходимость выдачи каких-либо лицензий должна рассматриваться как

исключительное требование.
Практика развития российского сегмента Интернета, в частности, опыт работы

российских операторов (провайдеров доступа) подтверждает, что большинство имеющихся в действующем законодательстве

лицензионных ограничений избыточно и необоснованно. Например, явно неэффективна система лицензирования

международного информационного обмена, заложенная в соответствующем федеральном законе. Очевидно, нет никаких

обьективных и оправданных причин вводить лицензирование тех видов деятельности в Интернете, которые в настоящее

время в таком лицензировании не нуждаются.
Обеспечение условий для информационного обмена (в том числе

международного)

Наряду с общими правилами, подлежащими закреплению в ФЗ об Интернете применительно к

обеспечению доступа к Интернету, изменениям должен подвергнуться Федеральный закон «Об участии в международном

информационном обмене», в котором нет даже упоминания о возможности передачи информации с использованием

Интернета.
Одной из причин, затрудняющих беспрепятственный информационный обмен в российском сегменте

Интернета (в отличие от других стран, применяющих как латинский так и иные шрифты в письменности) является

отсутствие единого стандарта на кодовые таблицы кириллицы в текстах, создаваемых с помощью компьютерных программ.

Представляется необходимым введение единого государственного стандарта кодовой таблицы (например, для применения в

компьютерных системах государственных органов, подключенных к сети), что позволит постепенно отказаться от

использования иных кодовых таблиц кириллицы.

4.3. Порядок и условия подключения к Интернету

государственных органов

ФЗ об Интернете должен содержать нормы о порядке и условиях подключения к

Интернету федеральных, региональных и местных органов власти (обязательность подключения компьютерных сетей

указанных органов к Интернету, условия защиты содержащейся в таких сетях информации, порядок финансирования

соответствующих мероприятий, порядок информационного обмена государственных органов с использованием Интернета.

Требуемые изменения необходимо также внести в Федеральные законы «О федеральных органах правительственной связи и

информации» и «О государственной тайне».
В Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите

информации» должны быть внесены изменения, уточняющие порядок использования Интернета государственными органами и

формирования федеральных и иных информационных ресурсов.

Доступ в Интернет для учреждений социальной

сферы


Положение об обязательном обеспечении доступа в Интернет государственным и муниципальным

учреждениям социальной сферы (на некоммерческой основе), в том числе библиотекам (медиатекам), школам и иным

учреждениям общего и профессионального образования, научным, архивным и музейным учреждениям, должно быть включено

в ФЗ об Интернете. Соответствующие изменения должны быть включены в Федеральные законы «О библиотечном деле», «Об

образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «О музейном фонде в Российской Федерации и

музеях в Российской Федерации», в Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской

Федерации и архивах».


Информирование граждан о деятельности государственных органов



Основания для обязанности государственных органов информировать граждан о своей деятельности

содержатся в настоящее время в Федеральных законах «Об информации, информатизации и защите информации» и «О

средствах массовой информации». Более детальная норма со ссылкой на применение технологий Интернета, а также

определение порядка такого применения должна содержаться в ФЗ об Интернете. В частности, должна быть предусмотрена

обязательная публикация в Интернете вступивших в силу законодательных актов (с внесением необходимых изменений в

Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных

законов, Актов палат Федерального собрания»).
Избирательные технологии и Интернет

Относительно

невысокая стоимость и техническая простота доступа к Интернету потенциально позволяет широко использовать сетевые

технологии избирательных в кампаниях - от максимально оперативного информирования избирателей избирательными

комиссиями и ведения предвыборной пропаганды и агитации - до проведения заочного голосования по Интернету (что, в

частности, способно не только упростить и удешевить процедуру голосования, но и привлечь к участию в голосовании

возможно большее число избирателей. Для нормативного закрепления таких возможностей необходимо внесение изменений

в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации», «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации», «О выборах

Президента Российской Федерации» и другие.

4.4. Определение правового режима информации, размещаемой в

Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена.

Определение правового режима

информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена, невозможно

без внесения изменений в действующее российское законодательство об информации и информатизации. Гражданский

кодекс Российской Федерации относит информацию к обьектам гражданских прав регулирования, однако это понятие не

раскрыто. В действующем Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» попытка наделения

понятий информация, информационный ресурс признаками обьекта вещного права собственности имеет не вполне удачный

практический эффект. Для корректного отображения специфики информации как обьекта гражданских прав следует как в

ФЗ об Интернете, так и в Федеральных законах «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в

международном информационном обмене» уточнить понятие информационный ресурс как многопланового, разнокомпонетного

обьекта права и вычленить те аспекты деятельности обладателя информационного ресурса, которые имели бы

практическое значение для определения обьема правомочий владельцев, пользователей и распорядителей информации.



4.5. Предотвращение правонарушений в Интернете

Расширение предметной сферы для обьективной стороны

общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете (в том числе правонарушений и преступлений) требует внесения

новых составов правонарушений (а, возможно, и преступлений) в Кодексы об административных правонарушениях,

Уголовный и Уголовно-процессуальный.
Особое внимание (в том числе в ФЗ об Интернете, в подлежащем принятию

Федеральном законе «Об электронно-цифровой подписи» («Об электронном документе»), в поправках к

Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, необходимо уделить порядку придания доказательственной силы

информации, размещенной в Интернете по определенному сетевому адресу в определенный момент времени (фиксация

юридических фактов), а также порядку предоставления сведений о лицах, помещающих в Интернет информацию под

вымышленным или чужим именем
Требуют закрепления на законодательном уровне и обязанности лиц, участвующих в

информационном обмене в Интернете (в первую очередь операторов доступа к Интернету) по участию в системе

оперативно-следственных мероприятий, проводимых правоохранительными органами, что возможно осуществить внесением

изменений и дополнений, в частности, в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Часть правовых норм, касающихся предотвращения

совершаемых в Интернете противоправных действий, должна быть внесена дополнительно в Федеральные законы «О

средствах массовой информации» и «О рекламе». При этом следует иметь в виду, что значительное число составов

правонарушений, встречающихся в Интернете, имеют почти полные аналогии в «несетевом», обычном мире (и

соответствующим образом подлежат пресечению, а совершающие их лица -- наказанию). Например, нет никаких оснований

при анализе правонарушений, совершаемых в Интернете, игнорировать нормы федерального законодательства о запрещении

незаконного оборота продукции порнографического характера, об ответственности за клевету и оскорбления, о

недопущении неэтичной и ненадлежащей рекламы.

4.6. Охрана обьектов интеллектуальной собственности.



В Российской Федерации создана в целом устойчивая система законо- дательных актов, направленных на охрану

результатов творческой деятельности и средств индивидуализации (обьектов интеллектуальной собственности). В то же

время до сих пор в процессе обсуждения находится соответствующая Часть Гражданского кодекса Российской Федерации,

что позволит внести необходимые изменения (связанные со спецификой Интернета) не только в Федеральные законы «Об

авторских и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и

другие, но и скорректировать непосредственно текст Гражданского кодекса.
В случае принятия международными

организациями решения о включении доменных имен в отдельную группу обьектов интеллектуальной собственности (как

товарный знак или средство индивидуализации) норма аналогичного содержания должна быть инкорпорирована в

соответствующие федеральные законы Российской Федерации.
Охрана обьектов интеллектуальной собственности в

Интернете обьективно затруднена отсутствием (в настоящий момент) эффективных средств контроля за соблюдением норм

об исключительных правах авторов. При этом, безусловно, несостоятельна точка зрения о невозможности применения

норм авторского права к отношениям в Интернете. Речь может идти только о модификации отдельных аспектов правомочий

обладателей исключительных прав (например, об изменении сроков охраны или об изменении механизма, требующего

обязательного согласия автора на использование его произведения, что нереально в условиях представления таких

произведений с использованием методов гипертекста), но окончательное решение на уровне федерального

законодательства может быть принято только после согласования данного вопроса в универсальном международном

соглашении.

4.7. Защита персональных данных

Поскольку в Интернете значительно облегчается сбор

персональных данных и, главное, их объединение из различных источников (пользователь не может во всех случаях

работать в Интернете анонимно) и технологически не могут быть обеспечены гарантии неприкосновенности личной жизни

при обьединении таких данных в некоторое целое, соответствующие гарантии неиспользования персональных данных в

ненадлежащих целях должны содержаться в проекте федерального закона «Об информации персонального характера».

Пользователю Интернета должно быть в любом случае обеспечена возможность самому выбирать уровень

конфиденциальности сообщаемых им персональных данных и добиваться восстановления справедливости в случае нарушения

конфиденциальности или злонамеренного искажения персональных данных. Необходимо, однако, иметь в виду, что

нынешний нормативный массив законодательных актов в области персональных данных уже позволяет обеспечить

приемлемый уровень охраны, и основная задача заключается в уточнении, конкретизации и детализации действующих

правовых норм применительно к отношениям в Интернете.

4.8. Электронный документооборот, применение

электронной подписи

Правовыми основаниями для электронного документооборота и применения электронной

подписи являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об информации, информатизации и

защите информации». Соответствующие нормы, в том числе применительно к использованию в Интернете, должны быть

включены в разрабатываемый Федеральный закон «Об электронно-цифровой подписи» («Об электронном документе»).


Адресное и доменное пространство российского сегмента Интернета

Распределение и контроль адресного

пространства российского сегмента Интернета -- одна из сфер, в которой наиболее рельефно отображается

необходимость применения организационно-правовых и технических норм международного характера, а также привлечения

к этой работе заинтересованных представителей российского «сетевого сообщества».
Представляется, что как

интересам государства, так и собственно «сетевого сообщества» отвечало бы сохранение существующей централизованной

системы распределения и контроля адресного пространства, с делегированием функций по распределению и контролю

соответствующему техническому Центру и предоставлением прав регистрации доменных имен специализированным

организациям (Регистраторам) на коммерческой и конкурентной основе.

4.9. Электронная коммерция.



Основой для создания эффективно действующей и рыночно ориентированной системы «электронной коммерции»

является определение механизма регулирования отношений участников сделок в Интернете и легализация применяемых ими

способов взаиморасчетов.
Правовой базой электронной коммерции в Интернете являются Гражданский кодекс

Российской Федерации и некоторые специальные федеральные законы, (например, «О Центральном Банке Российской

Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». В то же время в указанные Федеральные законы,

равно как в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», иные законодательные акты о бухгалтерском учете и

производстве безналичных расчетов, должны быть внесены существенные изменения дополнения в основном уточняющего и

конкретизирующего характера.


Налогообложение в Интернете

При установлении режима

налогообложения в Интернете следует различать операции, связанные с обеспечением доступа в Интернет, и операции по

оказанию собственно сетевых услуг (информационных, сделок по купле-продаже товаров и т.д.).
Представляется,

что нет необходимости отходить от общемировой тенденции отказа (или по крайней мере моратория) от введения

специфических «налогов на Интернет». При этом услуги доступа в Интернет облагаются налогами на общих основаниях с

иной деятельностью операторов доступа (как правило, ими выступают лицензированные операторы связи), а иные,

«сетевые» сделки сами по себе не подлежат налогообложению вообще (налогообложение производится только в отношении

результатов хозяйственной и иной деятельности участников сделок в целом, без выделения как специфических

собственно сделок в Интернете). Соответствующие положения должны быть отражены в Налоговом кодексе Российской

Федерации.

4.10. Информационная (и сетевая) безопасность

Действующее в Российской Федерации, в том

числе уголовное, содержит достаточные правовые гарантии для обеспечения информационной безопасности пользователей

и операторов Интернета. Однако такие гарантии чаще всего пока не подкрепляются законодательно установленными

механизмами их соблюдения. Требуется внесение уитывающих специфику Интернете изменений и дополнений в

Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации,

Федеральный закон «О безопасности», а также в главу (о защите информации) Федерального закона «Об информации,

информатизации и защите информации».
Одним из аспектов защиты информационной безопасности граждан, тесно

примыкающим также к проблемам охраны правопорядка и неприкосновенности частной жизни, является необходимость

законодательного запрета на такой вид «сетевого хулиганства», который заключается в рассылке нежелательной рекламы

(спам) в тысячи и миллионы адресов пользователей Интернета. Наряду с моральным ущербом «сетевые хулиганы» приносят

также существенный материальный ущерб в виде несанкционированного использования сетевых ресурсов третьих лиц.

Соответствующие положения могут быть закреплены, например, в законодательных актах об административных нарушениях.



4.10. Использование средств криптозащиты

Правовой основой по использованию в российском сегменте

Интернета средств криптографической защиты (шифрования) являются Федеральные законы «О государственной тайне» и «О

федеральных органах правительственной связи и информации».
В связи с технологической невозможностью и

практической нецелесообразностью попыток жестко лимитировать возможности использования средств криптозащиты

пользователями и операторами российского сегмента Интернета, нежелательно сохранение нынешней ситуации «всеобщего

нарушения» установленных, но неприменимых практически правил сертификации и лицензирования. Вопрос о

«демонополизации» полномочий федеральных органов правительственной связи и информации в отношении использования

средств криптозащиты и шифрования в российском сегменте Интернета должен быть законодательно решен в поправках и

дополнениях к указанным Федеральным законам, а также в ФЗ об Интернете.


Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

1,741,152 уникальных посетителей